Теория управления

ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ –
ПУТЬ К УСПЕХУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Глубокие социально-экономические преобразования в России, переход к рыночной экономике ставят перед российским образованием важнейшую проблему совершенствования системы управления.
Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» [1], «образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации».
В этих новых условиях самостоятельности вопрос грамотного управления встает особенно остро.
Что же это такое – грамотное управление?
В социологии существует понятие функциональной грамотности, которая определяется как уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, минимально необходимый для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде[2].
Функциональная грамотность включает следующие параметры:
· языковая грамотность;
· компьютерная и информационная грамотность;
· правовая грамотность;
· гражданская грамотность;
· финансовая грамотность;
· экологическая грамотность;
· профессиональная грамотность;
· деятельностная грамотность.
Следовательно, руководство образовательным учреждением (ОУ) должно обладать комплексом различных знаний, умений и навыков, позволяющих сознательно и эффективно участвовать во всех процессах жизнедеятельности учреждения.
В мировой науке введены специальные понятия компетентности и компетенций для описания этих знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения функциональной грамотности.
Существует множество определений этих двух понятий, не всегда однозначных. Но для наших целей определим их так:
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, его знаниям и умениям, необходимым для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующими компетенциями, включающее его личностное отношение к ним и предмету деятельности.
Иными словами, если компетенция - это норма, требование к знаниям и умениям, то компетентность характеризует личность человека, насколько он освоил и владеет необходимыми компетенциями.
Приведем такой пример: можно иметь крепкие знания и даже умения по каждому параметру функциональной грамотности (правовой, финансовой и т.д.), но в целом быть не очень успешным руководителем, не сумев применить свои знания на практике, то есть проявить некомпетентность в области руководства.
Какими же компетенциями должен обладать руководитель ОУ? По каждому параметру функциональной грамотности существуют свои конкретные компетенции, но есть и общие, которые помогут освоить все остальные.
В европейском Проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (проект DeSeCo Организации экономической кооперации и развития) [3], определяются «ключевые компетенции», то есть те компетенции, которые важны «во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».
Освоение руководителем ОУ перечисленных ниже компетенций будет залогом успешного и эффективного функционирования учреждения.
Согласно «Проекту», все компетенции разбиты на три основные категории:
Категория 1: Категория 2:
Интерактивное использование Интерактивное действие
массмедийных и информационных----------- в гетерогенных-------------------------------средств и инструментов--------------------- --- группах---------------------------------------------------------------------------- --Категория 3:
--------------------------------Самостоятельные действия
ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ: интерактивное использование массмедийных и информационных средств и инструментов. Она включает в себя следующие компетенции.
КОМПЕТЕНЦИЯ 1-А
Способность интерактивного использования языка, символов и текстов
Такие термины, как «коммуникативная компетенция» и «грамотность» связаны именно с этой ключевой компетенцией.
КОМПЕТЕНЦИЯ 1-Б
Способность к интерактивному использованию знаний и информации
Эта компетенция – основа для понимания, формирования мнений, принятия решений и выполнения ответственных действий. Она включает в себя способность
· распознавать и определять то, что до сих пор являлось неизвестным;
· определять, находить и использовать нужный информационный ресурс;
· оценивать качество и значение полученной информации;
· структурировать, организовывать полученные знания и информацию.
КОМПЕТЕНЦИЯ 1-В
Способность к интерактивному применению технологий
Информационные и коммуникационные технологии помогают людям эффективнее работать совместно, снижая важность местонахождения человека, повышая разнообразие доступа к информационным ресурсам.

ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ: интерактивные действия в гетерогенных группах. Эти компетенции тесно связаны с такими понятиями, как «социальные компетенции» и «межкультурная компетенция».
КОМПЕТЕНЦИЯ 2-А
Способность налаживать хорошие и прочные связи с другими людьми
Эта компетенция подразумевает, что человек должен быть способен правильно организовывать свое общение с другими людьми, уважать их ценности, верования, культуру и историю, чтобы создать среду, в которой они будут чувствовать себя хорошо.
Сюда же относится и способность к эмпатии – умении ставить себя на место других и видеть проблему с их точки зрения; а также эффективное владение эмоциями, понимание мотивов, вызывающих их у себя и у других.
КОМПЕТЕНЦИЯ 2-Б
Способность к кооперации
Она включает способность найти баланс между своими приоритетами и интересами и приоритетами и интересами группы, способность делиться своими лидерскими функциями и помогать другим; способность представлять свои идеи и рассматривать идеи других; способность вести переговоры и договариваться; способность принимать решения, которые отражают различные мнения.
КОМПЕТЕНЦИЯ 2-В
Способность к профилактике и разрешению конфликтов
К этой категории относится способность анализировать сущность конфликта и интересы сторон, происхождение конфликта и мнения сторон; определять области согласия и несогласия; уметь реструктуризировать проблему, а также расставлять приоритеты и определять цели; выделять то, от чего стороны могут отказаться и при каких обстоятельствах они смогут это сделать.
ТРЕТЬЯ КАТЕГОРИЯ: способность действовать самостоятельно
Для эффективного участия в различных сферах жизни человек должен уметь действовать самостоятельно, делать правильный выбор и действовать соответственно этому выбору, а не «следовать толпе».
КОМПЕТЕНЦИЯ 3-А
Способность к действию в более широком контексте
Человек должен понимать, как его действия и решения «вписываются» с более широкий окружающий его мир. Эта компетенция требует от человека, например:
· понимать какое-либо действие;
· определять его структуру, практику, формальные и неформальные правила, ожидания и роль, которую оно играет, вписывается ли оно в социальные и моральные нормы и т.д.;
· определять прямые и непрямые последствия;
· делать выбор между различными вариантами отношения к этому действию.
КОМПЕТЕНЦИЯ 3-Б
Способность строить личные планы и реализовывать их
Эта компетенция ориентирует на будущее, подразумевает оптимизм и потенциал человека. Она включает способность, например:
· определить свой проект и поставить цель;
· определить существующие ресурсы и те ресурсы, в которых есть необходимость;
· расставить приоритеты в целях;
· изучить прошлый опыт и представить будущие результаты;
· отслеживать развитие проекта, внося необходимые корректировки.
КОМПЕТЕНЦИЯ 3-В
Способность соблюдать права и уважать нужды и интересы
Эта компетенция относится не только к правам, нуждам и интересам самого человека, но рассматривает его как члена общества, уважающего права, нужды и интересы других. Она включает способность, например:
· понимать собственные интересы;
· знать права и законы в каждом случае;
· формулировать аргументы для понимания нужд и прав;
· предлагать альтернативные решения.
В «Проекте» отмечается, что в каждом заданном контексте важной является не одна компетенция, а несколько различных ключевых компетенций. Например, при повышении своей правовой грамотности необходимо не только повышать уровень своих знаний, использовать информационные ресурсы, уметь получать информацию и давать ей оценку, но и соблюдать права и уважать нужды и интересы не только свои, но и других членов общества.
Освоение перечисленных компетенций дает возможность руководителю не только повысить свою функциональную грамотность, но и выработать основные качества лидера, так необходимые при руководстве коллективами детей, учителей, родителей и других работников школы. Именно в этом случае мы можем говорить о компетентности руководителя.
Трудно представить, что будет с образовательным учреждением, если во главе его станет человек, который:
Ø не желает обучаться;
Ø не уважает права, нужды и интересы других людей;
Ø не умеет
· извлекать пользу из опыта;
· решать проблемы;
· противостоять неуверенности и сложности;
· формировать свою позицию;
· принимать решения
· улаживать конфликты
· организовывать свою работу и работу коллектива и т.д.
В заключение отметим, что при всем многообразии образовательных учреждений, сложности коллективов, работающих в них, компетентность руководителей играет определяющую роль в том, насколько успешным будет жизнь этого учреждения. Желание осваивать и применять ключевые компетенции поможет им не только в работе над собой, формировании своих лидерских качеств, но и в работе над формированием дружного, работоспособного и эффективного коллектива, которому будут «по плечу» любые инновационные преобразования.
Используемые источники:
1. Закон РФ об образовании. Статья 32.
2. Социология: Энциклопедия/ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.— Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
3. Проект DeSeCo Организации экономической кооперации и развития OECD
http://www.oecd.org/dataoecd/47/61/35070367.pdf

Организация деятельности Совета по питанию

В настоящее время родительскую общественность интересует не только процесс образования и воспитания, но и сохранение здоровья ребенка в школе. Организация здоровьесозидающего уклада в учреждении предполагает, в том числе, и грамотную организацию питания школьников.

Это направление также должно быть реализовано в формате открытости и гласности. Запросы и потребности родительской аудитории могут и должны  быть максимально удовлетворены при их активном участии. С этой целью в учреждениях создается Совет по питанию, далее Совет, в состав которого входят:

·                   Ответственный за питание

·                   Медицинский работник

·                   Социальный педагог

·                   Представитель родительской общественности

·                   Представитель ученической общественности.

Таким образом, Совет становится одним из органов самоуправления образовательного учреждения. Совет действует на основании региональных и локальных нормативных документов. Его создание расширяет общественное участие в управлении образованием.

В образовательном учреждении разрабатывается Положение о Совете по питанию. Совет создается сроком на один год, в его компетенцию входит:

·                   рассмотрение вопросов предоставления бесплатного питания учащимся в соответствии с нормативными актами

·                   информирование педагогической и родительской общественности по вопросам деятельности Совета и предоставления услуг

Совет действует в соответствии с разработанным алгоритмом и

является связующим звеном между образовательным учреждением и родительской общественностью.

Результаты деятельности Совета представляются на соответствующих стендах, сайте, в публичном докладе (раздел «Здоровье школьников»).

В результате реализации проекта характер взаимоотношений между школой и родителями меняется от предписаний к партнерству.