Менеджмент воспитательного процесса



РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На воспитание личности ребенка направлена вся деятельность школы.
 Организация воспитательного процесса предполагает решение следующих задач:
·     воспитание гражданской позиции и патриотизма;
·     воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
·     воспитание уважения родной и других культур;
·     развитие способности работать в группах, состоящих из представителей различных  рас, религий, этносов;
·     воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Эти задачи решаются как в предметной деятельности, так и во внеурочное время.  Организация внеклассных мероприятий (фестивали, турниры, конференции, дискуссии, конкурсы исследовательских работ, выставки), сотрудничество с внешкольными учреждениями, общественными организациями дает возможность учащимся школы применить полученные знания на практике, приобрести опыт общения, а также  опыт принятия самостоятельных решений.
Проблема профилактики межэтнических столкновений, ксенофобии и расизма в школе приобрела в последнее время  чрезвычайную актуальность.
Установлено, что свое отношение к другим национальностям ребенок имеет уже к четырем годам. С девяти  лет у него складываются устойчивые стереотипы, изменить которые уже очень трудно.
Во многом эти стереотипы зависят от того, как к другим культурам относятся в школе и дома.
Существуют три основных варианта отношения человека к другой культуре:
1.     Добровольное подчинение своей  культуры другой, вплоть до самоотречения от своей самобытности (например, англомания, германофильство, америкомания).
2.     Замкнутость на собственной культуре. Отношение к другим культурам как к «неполноценным», «низшим» (крайний национализм, расизм).
3.     Отношение к другой культуре как равной своей (патриотизм и уважение другой культуры).
Необходимо непрерывно проводить мониторинг состояния отношений между учащимися, учащимися и учителями, учащимися и родителями с тем, чтобы эти отношения развивались в направлении патриотизма и уважения к другой культуре (третий вариант). Как первый, так и второй варианты одинаково опасны для развития личности ребенка.
Определенную опасность может нести и возникновение среди учащихся малых групп по этническому или конфессиональному признаку.  Необходимо уделять им пристальное внимание с тем, чтобы эти группы носили мирный характер и развивались в духе патриотизма и уважения к другим группам, а не носили характер агрессивно настроенной группировки.
Диагностирование проблем, определение возможных рисков поможет правильно организовать работу по профилактике межэтнических и межконфессиональных столкновений, предупредить ксенофобию и расизм в детском коллективе.
Все возрастающее количество мигрантов делает задачу социокультурной адаптации детей-мигрантов актуальной на всей территории России.  Поступая в новую школу, ребенок попадает в новую для себя культурную среду. Помочь ему чувствовать себя в ней комфортно – первостепенная задача  всего педагогического коллектива. Его индивидуальное сопровождение классным руководителем и психологом, работа с коллективом класса, работа с родителями, при необходимости обучение  языку, являющимся основным в школе, - это те необходимые мероприятия, которые должны проводиться с каждым ребенком-мигрантом.
В 1996 году ЮНЕСКО  был представлен Доклад Международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: Сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within)»,  в котором была обоснована ведущая роль образования в развитии современного мирового  сообщества и сформулированы основные направления развития образования в мире. 
В Докладе утверждается,  что непрерывное образование основывается на четырех столпах:
·        научиться  познавать;
·        научиться делать;
·        научиться жить вместе;
·        научиться жить.
Отсюда следует, что вся деятельность современной  школы должна быть направлена на то, чтобы  не только дать знания ученику, но и:
·        научить его самостоятельно пополнять их, использовать полученные знания для своего развития;
·         привить ему способность мыслить и действовать самостоятельно, принимать правильные решения;
·        научить его   работать в группе, уважая интересы и права других;
·        научить использовать все свои знания и опыт для того, чтобы полностью развить свои собственные возможности  для их успешной  реализации в жизни.
В этом направлении следует идти нашей Российской школе. Решению именно этих задач и направлена  новая  Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий