Организация деятельности службы сопровождения





Кириллова О.А., Поддубная И.Е.
НОВЫЙ ФГОС. СЕМЬЯ И ШКОЛА
При реализации образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение руководствуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он направлен на реализацию права на получение основного общего образования, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России и способствует созданию условий для развития обучающихся, их самоидентификации на основе системно-деятельностного подхода. В ходе реализации стандарта у учащихся формируется готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, в учреждении проектируется и создается социальная среда развития ребенка, образовательный процесс строится с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение создает программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления:
·        духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
·        социализация и профессиональная ориентация;
·        формирование экологической культуры;
·        формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Сегодня важно не просто хорошо обучить, но и привить нормы нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. При этом приоритетными являются ценности безопасного и здорового образа жизни. Однако все это невозможно без осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива школы.
Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.
Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярного взаимодействия со школой.
В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.
Уклад школьной жизни интегрирован в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающегося. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
В целом, в основу деятельности каждого образовательного учреждения должен быть пожен принцип: «Семья и школа – отношения партнерства и сотрудничества».

Комментариев нет:

Отправить комментарий