В 2000 году Министерством образования и науки была сформулирована Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
В Доктрине отмечается, что система образования призвана обеспечить:
· историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
· воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
· формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
· систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
· разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
· непрерывность образования в течение всей жизни человека;
· подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Исходя из этих задач, в 2010 г. был разработан Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, разработанный на основании:
· Конституции Российской Федерации;
· законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О языках народов РФ";
· Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;
· Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
· Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).
В Концепции отмечается, что важнейшими социально-политическими предпосылками поликультурного образования в России являются:
· становление демократии и гражданского общества;
· интеграция в мировое культурное и образовательное пространство;
· усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.
Очевидно, что в современных условиях необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
Согласно Концепции, специфическими целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;
- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
- воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.
Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами образовательной политики Российской Федерации:
- сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;
-приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и национальной культуре народов России;
- гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
- ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
- научная основа содержания образования и принципов воспитания;
- вариативность выбора родителями образовательного траектории ребенка;
- формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.
В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:
· национально-культурную основу воспитания;
· гуманистическую открытость воспитания;
· личностную ориентированность воспитания;
· воспитание целенаправленной созидательной активности;
· базовый принцип организованного саморазвития;
· воспитание гражданской ответственности.
Национально-культурная основа воспитания создается систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации, использованием для обучения и воспитания детей родного и русского языков, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка.
Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов поликультурного образования - воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственных многонациональной отечественной культуре и являющихся краеугольным камнем российской цивилизации.
Личностно ориентированная модель воспитания предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Насущной задачей поликультурной школы является включение духовно-нравственных ценностей, здорового и безопасного образа жизни, качественного образования, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.
Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально значимой деятельности, различные формы трудового воспитания должны быть использованы в поликультурной школе для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач. В числе таких задач:
· освоение приемов активной деятельности,
· выработка умения ставить цели и организовывать регулярную деятельность по их достижению,
· формирование навыков общения и работы в коллективе,
· привычка к технологическому мышлению - то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.
Базовый принцип организованного саморазвития лежит в основе технологий поликультурного воспитания. Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность воспитанников. В то же время личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть свободна от нравственной ущербности эгоизма, от нетерпимости к иному мнению, от неприятия другого, непохожего, инновационного.
Поэтому оптимальная среда воспитания создается путем социально-педагогического партнерства, в котором индивидуально-личностное развитие интегрировано во все основные виды деятельности.
Воспитание гражданской ответственности опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности обучающихся, которые являются гражданами федеративного государства - многонациональной России. Оставаясь полноправными членами различных этнокультурных и конфессиональных сообществ, они должны чувствовать себя представителями единой российской гражданской нации.
В понятие гражданственности входят такие качества личности , как готовность защищать Родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.
В Концепции отмечается, что становление единой российской гражданской нации – сверхзадача системы образования России. Гражданское самосознание, патриотизм всех жителей России, в то же время их толерантность и способность к межкультурному общению, является гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Создание поликультурной образовательной среды в школе
Осуществлять образовательную политику государства призваны все институты образования, базовым звеном которого является общеобразовательная школа.
Исходя из Концепции, создание поликультурной образовательной среды в школе является первостепенной задачей, стоящей перед руководством учреждения.
Решение этой задачи должно идти по нескольким направлениям:
1. Совершенствование межкультурной компетентности педагогического состава.
2. Организация образовательного процесса.
3. Организация воспитательного процесса.
4. Профилактика межэтнических столкновений, ксенофобии и расизма.
5. Социокультурная адаптация детей, приехавших из других регионов.
Очевидно, что качество системы образования не может быть выше уровня подготовленности работающих в ней учителей.
Сегодня школе нужен не столько учитель-предметник, сколько специалист по развитию ребенка средствами своего предмета. Каждому учителю необходимо стремиться разнообразить учебную и внеучебную деятельность учащихся таким образом, чтобы она способствовала бы развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и культуры поведения.
В связи с этим, совершенствование межкультурной компетентности педагогического состава приобретает все большую актуальность.
Помимо своей предметной деятельности, каждый учитель сталкивается с представителями различных культур в силу многонациональности и многоконфессиональности современной школы, расширения возможностей культурного обмена с зарубежными школьниками, увеличения способов получения информации. Поэтому задача поликультурности современной общеобразовательной школы не может быть решена без межкультурной компетентности учителя, что подразумевает обладание следующими компетенциями (т.е. необходимыми в этой области знаниями, умениями и навыками):
· лингвистической и дискурсивной компетенциями;
· стратегической компетенцией;
· социокультурной компетенцией;
· социальной компетенцией.
Лингвистическая и дискурсивная компетенции предполагают знание о способах представления ценностных ориентаций различных культур, умение строить собственное вербальное и невербальное поведение в соответствии с нормами культуры собеседника.
Стратегическая компетенция предполагает:
· знание о наличии и природе явлений этноцентризма, стереотипов, предрассудков и обобщений, влияющих на процессы общения;
· умение двойного видения одной и той же ситуации (с точки зрения собственного восприятия и с точки зрения собеседника);
· умение воспринимать свои действия с позиции родной шкалы культурных ценностей, воспринимать позиции собеседника с точки зрения его шкалы культурных ценностей и осуществлять собственные действия на основе такого восприятия.
Социокультурная компетенция включает:
· знание системы универсальных ценностей;
· знание системы ценностей родной культуры;
· знание различий в системах ценностей различных культур;
· умение вычленять культурные ценности при взаимодействии с представителями различных культур;
· знание принципов взаимодействия культурных представлений и норм при общении представителей различных культур.
Социальная компетенция предполагает умение адаптировать собственное поведение с целью достижения конкретного результата на основе вышеперечисленных знаний, умение работать в группе, уважая не только собственные права, но и права других членов группы.
Не только обладание всеми этими знаниями, но и их освоение, умение каждого учителя успешно применять их на практике даст возможность педагогическому коллективу успешно выполнять задачи поликультурного образования подрастающего поколения.
Образовательный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы элементы поликультурного образования были включены во все преподаваемые предметы в школе.
Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение, сохранение родного языка в национальных школах.
Особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Оно позволяет приобщаться к различным способам мышления и поведения, в большей степени знакомит учащихся с другими культурами и учит понимать и принимать их.
Использование таких активных методов, уже доказавших эффективность и нашедших признание в педагогике, как проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность учащихся, метод проектов, диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлексивные методы, лекции, эвристические беседы помогают не только дать знания ученику, но и прививают ему навыки общения, развивают способность самостоятельного мышления, учат уважать различные точки зрения.
Обучение способам получения и обработки информации, правилам ее оценки, умению «фильтровать» информацию в рамках установленной системы ценностей также является одним из важнейших элементов современного поликультурного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий